- СИСТЕМА «КЛИЕНТ-БАНК»
- форма банковского обслуживания клиентов, основанная на использовании информационных технологий, обеспечивающих клиентам возможность дистанционного получения финансовой информации и управления банковскими счетами (англ. remote banking). Возникла в нач. 80-х гг. вследствие обострения конкурентной борьбы западно-европейских банков и вскоре широко распространилась в США и др. странах под названием «банковское обслуживание на дому» (англ. home banking). Система соединяет персональный компьютер клиента (установленный дома или в офисе) с мощным банковским компьютером (сервером) или хост-узлом. В результате банковские операции (кроме операций с наличными) могут осуществляться ежедневно и круглосуточно. Пользование системой позволяет клиенту управлять текущим счетом, вкладом, расчетами с бюджетом, счетами платежей и сбережений. В режиме удаленного доступа клиент может получить баланс счета на текущий день, отчет о движении средств за определ. период, перечислять средства со счета на счет, оплачивать (в т.ч. авансом) услуги разл. компаний (напр., карточных платежных систем), выполнять операции с ценными бумагами. Японские банки, напр., сообщают клиентам сведения о состоянии счетов, открытых в Нью-Йорке или в Лондоне. Благодаря сокращению расходов на персонал коммерч. банк может предлагать свои услуги по более низким ценам. В мире существуют банки и отделения крупных кредитных институтов, не имеющие операционного зала и обслуживающие клиентов только на дому или на рабочем месте, т.н. «прямые» (англ. direct) банки, с к-рыми клиент поддерживает связь по телефону, факсу, кабельному телевидению, компьютерной линии, либо через Интернет («виртуальные» банки, Интернет-банкинг – e-banking). Преимущества – конфиденциальность, скорость и точность исполнения поручения клента, возможность доступа к счетам в любое время. Большинство банков берет за предоставление таких услуг дополнительную плату. Российские банки с сер. 90-х гг. используют компьютерно-модемные автоматизированные системы «Клиент-Банк» в основном для работы по комплексному управлению счетом с юридическими лицами, а также с физическими лицами. Операции включают перевод безналичных денег на срочные вклады, безналичную покупку и продажу валюты, перевод средств по поручению клиента в оплату товаров, счетов, коммун. услуг, на покупку ценных бумаг, погашение потребительских кредитов и процентов по ним. Для подключения к С. «к.-б.» компьютер клиента дооснащается адап-тером и программным обеспечением (электронная цифровая печать и подпись) и в договоре согласовываются условия осуществления платежей в режиме удаленного доступа (см. также Телебанконлайн). В целях обеспечения безопасности доступа через Интернет в США банковские системы адаптируют для работы в среде Windows, что позволяет в качестве пароля использовать программы защиты от несанкционированного доступа, генерирующие постоянно меняющиеся коды. Наиболее совершенные из программ не подлежат экспорту из США. В современной российской практике банки также используют передачу данных через Интернет. Все системы шифрования и кодирования информации в обязательном порядке сертифицируются Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.